Зрение для художника — один из основных инструментов. Удивительно, но многие известные художники имели серьезные проблемы со зрением. И не исключено, что они вносили вклад в уникальный художественный почерк.
Эль Греко
На картинах этого художника некоторые фигуры вертикально вытянуты. В 1913 году офтальмолог Херман Беритенс высказал мнение, что данное искажение связано с астигматизмом. Это нарушение зрения, при котором глаз фокусирует свет на сетчатке неравномерно. В здоровом глазу роговица и хрусталик ровные, а при астигматизме их сферичность нарушена. Поэтому изображение предмета на сетчатке при прохождении световых лучей через роговицу получается искаженным. Беритенс провел эксперимент, используя специальные линзы, имитирующие астигматизм. Оказалось, если смотреть через них, фигуры людей будут вытягиваться.
Однако скептики отмечают: астигматизм в основном вызывает нечеткость зрения, а не изменение размера видимых предметов. Кроме того, есть свидетельства того, что вытягивание объектов — это сознательный художественный выбор Эль Греко.
Клод Моне
Катаракта — это прогрессирующее помутнение хрусталика глаза, вызывающее нечеткость зрения. У французского художника Клода Моне в 1912 году была диагностирована катаракта, и ему порекомендовали сделать операцию, но тогда он отказался. В последующее десятилетие его способность видеть мелкие детали ослабла, что зафиксировано в медицинской карте.
Что немаловажно, пострадало и его цветовое восприятие. В 1914 году он заметил, что красный цвет кажется тусклым и мутным, а к 1918 году ему уже приходилось ориентироваться в цветах по этикеткам на тюбиках, а не по палитре. Влияние катаракты можно наглядно увидеть по двум картинам под названием «Японский пешеходный мост». Первая была написана за десять лет до постановки диагноза и отличается большим количеством деталей, а также тонким чувствованием цвета. Вторая картина написана за год до того, как Моне все же решился на операцию (в 1922 году). Здесь цвета темные, почти с полным отсутствием синего; меньше прорисованы детали.
Такие изменения, видимо, не были сознательным художественным выбором. В письме 1922 года искусствоведу Марку Элдеру Моне признался, что проблемы со зрением портят его картины. В итоге Моне согласился на операцию. Но после жаловался на то, что мир выглядит слишком желтым, а иногда и слишком синим. Прошло два года, прежде чем цветовое зрение вернулось к норме.
Леонардо да Винчи
Работы известного художника и скульптора эпохи Возрождения подверглись многочисленным исследованиям. Изучив шесть работ в трех различных техниках (рисунок, живопись и скульптура), эксперты отметили, что глаза изображенных людей в каждой из его работ были обращены наружу. Глаза находились под углом, соответствующим экзотропии (косоглазию). По мнению специалистов, не исключено, что у самого художника была эта проблема. В результате это могло сильно сказаться на восприятии окружающего мира. Высказывалось предположение, что Леонардо да Винчи воспринимал объекты скорее как двухмерную форму, будто мир вокруг был ожившим холстом.
Эдгар Дега
Проблемы с глазами впервые дали о себе знать в 1870 году. Тогда художник отметил, что ему трудно рисовать при ярком солнечном свете, вероятно, из-за повышенной светочувствительности. Позднее стало ясно: художник теряет центральное зрение, что свойственно для макулодистрофии — дегенерации макулы, важной части сетчатки. Кстати, у его сестры была аналогичная проблема, и она полностью потеряла зрение в возрасте 30 лет. Эксперты полагают, что развитие заболевания было обусловлено генетическими особенностями.