Психологи исследуют нашу реакцию на различные цвета для того, чтобы понять причины изменения настроения у людей, характер поведенческой реакции в зависимости от оттенка.
Цвет является одной из важнейших составляющих в нашей жизни: с помощью определенного цвета или оттенка можно оказывать влияние не только на поведение человека, но и на его мысли, чувства.
Каждый цвет вызывает уникальные эмоции. Любой выбранный предмет интерьера, одежды, аксессуаров и прочих повседневных вещей может многое рассказать о темпераменте человека, его внутренних ощущениях и состоянии души.
Психологи уже давно определили, что однотонная и сдержанная цветовая гамма более привлекательна, способна успокаивающе действовать на психику, оказывает благоприятное воздействие на творческие способности. Согласно исследованиям, лишь 20% цвета “впитывается” зрением, а остальные 80% “забирает” на себя нервная система.
Цвет оказывает эмоциональное воздействие абсолютно на любую личность: определенная цветовая гамма может вселить ощущение спокойствия, комфорта, защищенности; другие цвета могут, напротив, возбуждать, вызывать чувство тревоги.
Помимо того, что у каждого цвета есть свое психологическое значение, он способен:
Белый цвет – символ невинности, мира и чистоты. Часто его ассоциируют с дневным светом и силой.
Черный считается цветом неуверенности и часто может быть символом мрачного восприятия жизни. Психологи утверждают, что люди, выбирающие преимущественно черный цвет для своего гардероба, не уверены в себе, несчастливы и склонны к депрессиям.
Синий цвет – символ доверия и безопасности. Этот цвет оказывает успокаивающее воздействие, способствует ментальному и физическому расслаблению.
Голубой цвет дарит чувство надежности, комфорта и защищенности. Этот цвет освежает, помогает отключиться от существующих проблем, вызывает доверие, способен стимулировать работоспособность.
Фиолетовый у психологов считается цветом нестабильного состояния психики. Часто этот цвет выбирают самокритичные люди, которым сложно дается самореализация. Однако фиолетовый цвет в небольшом количестве благоприятно влияет на самооценку.
Зеленый цвет – символ покоя, спасения, любви, гармонии, жизни и роста. В психологии считается самым нежным и спокойным цветом, олицетворяющим все живое. Успокаивающе действует на людей, помогает стать ближе друг к другу.
Красный – цвет лидеров. В психологии этот цвет считают символом власти, войны, огня, страстной любви. Красный цвет способен стимулировать энергию, возбуждающе действует на психику. В большом количестве этот цвет может провоцировать гнев и ярость.
Желтый – цвет солнца, символ золота. Значение в психологии – легкость, радость, тепло, яркость, движение и веселье. Сам по себе желтый цвет вызывает приятные чувства, помогает активизировать умственную деятельность. Многие люди ассоциируют этот цвет с высоким интеллектом и оптимизмом.
Оранжевый – считается любимым цветом у людей с хорошо развитой интуицией и у мечтательных натур. Оранжевый - означает позитивный настрой, радость и страсть, бодрость и спонтанность. Он способен оказывать положительное влияние; психологи утверждают, что оранжевый цвет способен избавить человека от депрессии. Светлые, отходчивые и не злопамятные личности предпочитают этот цвет.
Бирюзовый цвет несет в себе морскую прохладу, умиротворение. Многие верят, что украшения с бирюзой приносят удачу. Этот цвет никого не оставляет равнодушным, также это самый холодный цвет из всей цветовой палитры.
Розовый – символ успокоения, влюбленности. Люди, которые боятся громко заявить о себе, мечтательны и трудолюбивы, предпочитают именно розовый цвет.
Как видим, любой цвет несет в себе какую-либо информацию.
В повседневной жизни психология восприятия цветов широко применяется в рекламе и маркетинге. Не только психологи используют в своей работе цветовые решения, а также еще большинство дизайнеров, психотерапевтов, рекламодателей. Таким способом они обеспечивают себе поток клиентов и благоприятное восприятие их деятельности.