Что определяет наше представление о красоте? Что влияет на нас, когда мы оцениваем то или иное произведение искусства? Эти вопросы изучили учёные из университета Сиднея и пришли к выводу: часть нашей эстетической оценки связана с картиной, которую мы видели несколько минут назад.
Мы не анализируем каждую картину отдельно: каждое изображение несёт на себе отпечаток другого недавно увиденного произведения. И дело тут вовсе не в контрасте: красивая картина не делает следующую картину менее привлекательной, но делает её более привлекательной.
Что в глазах смотрящего
Для исследования выбрали 24 человека, каждому из которых последовательно показали по 40 картин. Картины нужно было оценить с помощью ползунка: указать, насколько привлекательно оказалось каждое изображение. В эксперименте использовались только пейзажи и натюрморты.
Учёным было важно понять, оценивали ли люди каждую картину независимо от того, что они только что видели. Для этого последовательность из картин была представлена 20 раз, причём каждый прогон имел случайный порядок. Получается, каждое изображение оценили по 20 раз.
Данные были однозначными: люди не оценивают каждую картину по очереди. На их восприятие влияет то, что они увидели только что.
«Многие люди наивно полагают, что это своего рода «эффект контраста», при котором картина может выглядеть более привлекательной, если она следует за чем-то менее привлекательным», — сказал профессор Алайс, руководитель исследования. «Но что нас действительно удивило, так это положительная направленность такой своеобразной предвзятости: картина, которая сначала показалась не особенно привлекательной, при другом порядке начинала людям нравиться больше».
Что в мозге смотрящего
Исследование называет этот эффект «последовательной зависимостью», которая описывает системное влияние на наши суждения со стороны недавнего прошлого опыта. Предыдущие эксперименты показали, что то же самое происходит с нашим восприятием численности, выражения лица и даже стройности — всё это оценивается через призму недавно увиденного.