Специалисты из Университета Дарема (Великобритания) изучили «эффект Колавита», согласно которому взрослые люди оценивают эмоции, основываясь на визуальном восприятии. Оказалось, что дети ориентируются больше на слух. Результаты исследования были опубликованы в журнале Elsevier's Journal of Experimental Child Psychology.
Что такое «эффект Колавита»?
Явление названо в честь психолога Фрэнсиса Колавита. Эффект заключается в том, что взрослые при наличии разных стимулов (визуальных, тактильных, слуховых) отдают предпочтение визуальному восприятию.
Колавит предположил, что зрение — доминирующее чувство среди людей, у которых нет проблем со зрительной системой. Хотя исследования показали, что в некоторых ситуациях человек и животные могут ориентироваться больше на слух (например, при угрозе жизни), в обычной жизни визуальное восприятие остаётся главным.
Считается, что «эффект Колавита» применяется только ко взрослым. Британские специалисты решили проверить, на какие чувства ориентируются люди, когда пытаются понять чужие эмоции.
Как проходило исследование?
Ещё в 70-е годы были проведены исследования, в которых взрослые реагировали на вспышки света и звуковые сигналы. Тогда добровольцы действительно ориентировались на зрение. Дети в похожем эксперименте, наоборот, сначала воспринимали ситуацию на слух.
Эксперты решили узнать, как люди будут вести себя при восприятии эмоций. Для этого учёные набрали 139 добровольцев и разделили их на три группы по возрасту. В первой были взрослые, во второй дети от 8 до 11 лет, в третьей — малыши до 7 лет.
Участникам исследования показывали изображения людей, которые испытывают счастье, грусть, злость и страх. Одновременно с этим добровольцы слушали аудиозаписи (иногда подходящие под картинку, а иногда нет). Люди должны были определить, какие это эмоции.
Результаты эксперимента
Исследование подтвердило, что взрослые оценивают эмоции согласно тому, что видят перед собой. Когда всех участников попросили игнорировать визуальные стимулы и сосредоточиться на аудиозаписях, они тоже определяли эмоции правильно.
Однако, когда учёные попросили все три группы игнорировать звуки, только дети не смогли справиться с заданием. У них не получилось сосредоточиться только на изображении, так как в первую очередь они ориентировались на слух.
Учёные считают, что научная работа поможет сделать дистанционное обучение детей более эффективным. Например, нужно учитывать, что громкие звуки могут сильно мешать ребёнку, а визуальная информация воспринимается хуже.
Сейчас исследование эффекта продолжается. Специалисты хотят провести эксперименты с другими стимулами и узнать, насколько уязвимо зрительное восприятие детей.